Profteplo47.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фреска на стену: 45 фото вариантов оформления

Фреска на стену: 45 фото вариантов оформления

Современное жилье может преобразить росписью, сделанной по сырой штукатурке. Такая фреска на стену, фото которой будет представлено ниже, позволит создать эксклюзивный интерьер в любом жилом помещении.

Картинка может носить любую тематику, подходящую к функциональному и стилевому оформлению жилого пространства. Разнообразие выбора обеспечивает подбор тематического лицевого слоя для любых интерьеров.

fr_L_21

Содержание

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «альсекко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника [1] . Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Античная фреска [ править | править код ]

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска [2] .

Византия [ править | править код ]

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 годы нашей эры) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

Читайте так же:
Техника дождь для штукатурки

Древняя Русь. Россия [ править | править код ]

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

Итальянская фреска [ править | править код ]

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (около 1295). Ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто [3] . Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью альсекко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку, довольно быстро закрепляются и у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с альсекко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако; он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки, варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини, интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался [4] .

Читайте так же:
Толщина слоя штукатурки для пеноблока

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут, довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются; для того чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описана Леоном Баттистой Альберти; возможно, старые мастера пользовались ей по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

Читайте так же:
Тиккурила фасадная краска по штукатурке для наружных работ

XVIII—XIX века [ править | править код ]

Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

Секреты технологии древнеримских фресок

Исследователям до сих пор неизвестны все секреты технологии фресок в Помпеях. Внимание привлекают как их сохранность, так и яркие краски, богаче, чем цветовые гаммы греческих художников предыдущей эпохи. Лишь кое-что подсказали описания в сочинениях Плиния Старшего и Витрувия, кое-что — остатки горшков с красками, найденные в Помпеях. По предположениям, это комбинации темперы с энкаустикой.

Темпера (итал. Tempera — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых минеральных пигментов и (или) их синтетических аналогов.

Енкаустика (греч. εγκαυστική) — техника рисования, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде.

Поверхность стены штукатурили, усерднее всего готовили верхний слой с мраморным или алебастровым порошком для блеска и укрепления штукатурки. Поверхность шлифовали, потом делали рисунок, который тщательно защищали слоем прозрачного воска с растительным маслом. Воск сплавляли с красками небольшими факелами, а затем дополнительно шлифовали чистым полотном.

Как подготовить стены к нанесению росписи

Любые отделочные работы начинаются с качественной подготовки основания.

В таблице представлены основные этапы этого процесса:

  • Удаляются все отделочные материалы, снимается старая штукатурка.

Совет: Если на некоторых участках слой держится очень прочно, его можно не снимать.

  • Поверхность обметается веником от пыли и строительного мусора.
  • Вся поверхность стены перфоратором с насадкой-долотом или старым топором покрывается неглубокими насечками, глубиной до 8 миллиметров.
  • На один квадратный метр площади количество насечек должно быть до 120 штук.
  • Со стены убирается пыль.
  • Сверху огрунтованной и увлажненной поверхности наносится базовый слой штукатурной смеси, предназначенной для чернового выравнивания, имеющихся на стене дефектов.
  • Покрытие хорошо просушивается.
  • Наносятся остальные слои, служащие основной для создания росписи.

Как подготовить раствор

Секретом мастеров фресок является приготовление раствора для ошкатуривания поверхностей. Выполняя живопись на стенах, штукатурка, вернее пропорции ее компоненотов подбираются самостоятельно, универсального варианта нет: разные составы смесей имеют свои плюсы и минусы.

Однако некоторые рекомендации, проверенные на практике, существуют.

Ими можно воспользоваться:

  • Основа раствора для штукатурки – известь (см. Готовим сами раствор для штукатурки известковый). С улучшением ее качества, увеличивается прочность материала, тем на него лучше ляжет краска. Приобретается максимально чистая и свежая строительная известь, независимо от ее стоимости.
  • Известь гасится чистой водой и оставляется примерно на 15 дней, что хначительно улучшит ее свойства.
  • Добавляется песок крупной фракции или смесь его с кирпичной крошкой, что предпочтительней, которые будут служить наполнителем.

Совет: При нанесении фрески на улице, песок способен обеспечить ей нужный запас прочности. В этом случае следует количество кирпичной крошки в смеси снизить до минимума.

  • Добавляется пенька, предварительно мелко нарубленая, или волокно целлюлозы, что повышает эластичность состава и защищает его от растрескивания в смесь.
Читайте так же:
Трафареты для штукатурки детский

Нанесение штукатурки на стену

Состав готовится прямо перед началом выполнения работ по оштукатуриванию, а затем росписи.

Примерные пропорции смеси:

  • Базовый слой:
  1. одна часть известкового теста;
  2. три части наполнителя.
  • Лицевой слой:
  1. одна часть известкового теста;
  2. 2,2 части наполнителя.
  • При необходимости нанесения состава более двух слоев для лицевого покрытия берется более жирный раствор, в нем соотношение компонентов составляет 1 : 1,8.

Создание декорации с нуля своими руками

Еще в старину декорации изготавливали росписью по сырой штукатурке. Такие работы необходимо проводить достаточно быстро, чтобы рисунок не успел застыть. Примерное время – до 10 часов. Ошибки являются недопустимыми, так как исправлять ничего нельзя. Такой способ очень сложен и требует навыков и определенной подготовки, поэтому пользуются им лишь профессионалы.

Чтобы самостоятельно нарисовать фреску, необходимо обладать определенными творческими способностями.

Прежде чем приступать к каким-либо работам, необходимо тщательно подготовить поверхность для оклейки – очистить от предыдущих покрытий. После этого поверхность необходимо выровнять, оштукатурив.

Приобретение материалов – важная составляющая работы. Покупать нужно ту штукатурку, в состав которой входят вяжущие материалы, цемент и песок. Приобретать ее следует, потому что она не будет растекаться по стене, что значительно облегчит работу.

Еще в старину декорации изготавливали росписью по сырой штукатурке

Перед нанесением штукатурки поверхность нужно обработать грунтовкой. Если фон изображения цветной, то в грунтовку добавляется нужный колер. Желательно, чтобы после проведения всех подготовительных работ стена была полностью гладкая.

После того как поверхность высохнет, можно приступать к творческой части работы.

Для того чтобы рисунок хорошо ложился и выглядел красиво, следует использовать акриловые краски на водной основе. Понадобятся две кисти, изготовленные из натурального материала и имеющие жесткие ворсинки, и одна искусственная.

Подготовив все, можно наносить эскиз будущей картины. Перед нанесением на стену он прокрашивается широким грифелем с обратной стороны. Затем его плотно прижимают к поверхности, чтобы детали рисунка хорошо отпечатались. После того как рисунок отобразился на стене, его детали следует немного процарапать. Это делается, для того чтобы части изображения не пропали под слоем краски.

Теперь подготовленную стену необходимо смочить и нанести фон. После полного высыхания поверхности можно начинать прорисовывать детали рисунка красками.

Такие работы необходимо проводить достаточно быстро, чтобы рисунок не успел застыть. Примерное время - до 10 часов

После того как рисунок немного высохнет, следует его обработать воском или лаком. Это необходимо, для того чтобы изображение со временем не потрескалось и не повредилось.

Предпочтительней использовать воск из-за его способности создавать плотный защитный слой, а также экологических свойств. Но если есть лак, то можно использовать и его.

Читайте так же:
Технология штукатурки фасада газобетона

Фактуры красивые и безопасные

Главные особенности фресок — рельефная поверхность и большое разнообразие фактур. Наиболее популярны — россыпи кракелюр на поверхности рисунка, которые превращают любое изображение в художественный раритет. Эффект старины варьируется от мелких, едва заметных трещинок до ярко выраженных глубоких и чётких. Полотна с хаотично и неравномерно расположенными трещинами имитируют естественно состаренные фрески. Весьма эффектно золотое или серебряное заполнение кракелюр. Под лучами солнца или электрических ламп оно создаёт иллюзию магического сияния.

При выборе фактуры фрески на флизелиновой основе стоит руководствоваться не только эстетикой, но и областью применения декора. Так, для украшения потолков подойдут тонкие и лёгкие полотна, наиболее удобные в монтаже. Их однородная поверхность может быть рельефной, состоящей из чередующихся шероховатых и полуматовых участков, или похожей на песчаную гладь. Для помещения с повышенной влажностью лучше выбрать износостойкие изделия с более плотным штукатурным слоем, рельеф которых напоминает широкие мазки кисти художника или поверхность, оформленную декоративной штукатуркой.

Чтобы создать фреску с небольшим рельефом, визуально напоминающую велюровую ткань, используют штукатурную смесь из самых мелких фракций. Такое полотно — идеальный вариант для детской комнаты, где главным критерием выбора отделки служит безопасность: в случае падения малыш не поцарапается о поверхность стены.

Фрески на флизелиновой основе: 5 правил монтажа

Фото: Kleo, Quelyd, Applico

Фрески на флизелиновой основе фиксируют специальным составом или клеем для флизелиновых обоев. Фреска не покоробится и не отслоится, если в помещении не будет сквозняка или работающего вентилятора. Иначе поверхностный слой высохнет и усядет быстрее, чем полотно приклеится к основанию

5 правил монтажа фрески на флизелиновой основе

  1. Фреску монтируют только на подготовленное (ровное, чистое и сухое) основание. При монтаже во влажных помещениях (ванная комната, бассейн) его предварительно обрабатывают противогрибковым составом, чтобы предотвратить появление плесени.
  2. Если фреску транспортировали при температуре ниже 0 °С, её следует выдержать при комнатной температуре в закрытой упаковке в течение 24 ч.
  3. Полотно наклеивают при температуре воздуха от 10 до 35 °С.
  4. Клей наносят на стену и на обратную сторону фрески, после чего полотно следует приложить к основанию на 5–7 мин.
  5. Во время монтажа фрески и в период высыхания клея окна и двери в помещении должны быть закрыты.

Выбираем сюжет

Обычно традиционное изображение на фреске — натюрморт из цветов, фруктов и овощей, вызывающий аппетит.

Фото № 7: Как использовать фрески в интерьере кухни: фотоподборка примеровФото: albertolamaphotography.com

Еще один распространенный вариант — вид на город, который дизайнеры сочетают со стилем и цветами кухни.

Фото № 8: Как использовать фрески в интерьере кухни: фотоподборка примеровФото: vanhoef.com

На маленькой кухне громоздкие изображения смотреться не будут. Мы советуем остановить выбор на объемных картинках, которые визуально дополнят комнату.

Фото № 9: Как использовать фрески в интерьере кухни: фотоподборка примеровФото: ecoohotnadzor31.ru

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector