Profteplo47.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ручная роспись тканей

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Ручная роспись тканей»

Ручная роспись тканей.

Ручная роспись тканей — вид декоративно-прикладного искусства, который имеет ещё одно название — батик. (Batik — индонезийское слово и в переводе означает ba- — «ткань», -tik — «точка» или «капля».)

Техника батика основана на том, что некоторые вещества при нанесении их на ткань не пропускают через себя краску. Такими веществами являются воск, парафин, резиновый клей.

Это явление называется резервирование. Материалом для батика традиционно служили натуральные ткани — хлопок и шёлк. С появлением химических волокон выбор тканей для батика расширился. Краски для росписи ткани — это анилиновые красители (краски).

Подготовка ткани к росписи.

Ткань, предназначенную для работы, предварительно стирают для удаления подкрахмаливающих веществ, сушат, утюжат, натягивают на подрамник строго по долевым и поперечным нитям и закрепляют с изнаночной стороны по периметру кнопками или степлером. Для небольших работ можно воспользоваться обычными вышивальными пяльцами. Рисунок на ткань можно наносить простым карандашом. Хорошо использовать фломастер-фантом, следы которого со временем исчезают с ткани. Художники подкладывают под ткань рисунок, выполненный на бумаге, контуры которого обведены фломастером. Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они различаются способом резервирования ткани. Горячий батик.

В горячем батике в качестве резерва используется воск или парафин. Резерв наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде с помощью специальных инструментов — чантинга и кистей различной величины и формы.

В первую очередь покрывают воском те места, которые должны остаться белыми. После застывания резерва ткань окрашивают в первый, самый светлый цвет. Затем резервируют участки рисунка, которые должны сохранить этот цвет, и окрашивают ткань повторно в более тёмный цвет. Таким образом, эффект росписи достигается благодаря резервированию участков рисунка и послойному нанесению краски.

После окончания работы нужно освободить ткань от воска. Для этого её укладывают между слоями газетной бумаги и проглаживают утюгом. В горячем батике часто используют декоративный эффект, который называется кракле (кракелюры).

Это трещинки и прожилки, которые сначала считались браком в работе, а сейчас этот эффект выполняют специально. Чтобы получить кракле, нужно поломать в руках восковой слой, нанесённый на ткань, а затем нанести на него краску. Краска затечёт в образовавшиеся трещинки и образует своеобразный узор. Если кисть с горячим воском держать над работой и ударять по ней так, чтобы летели брызги, получим эффект набрызг.

Холодный батик. В холодном батике резервом является специальная густая бесцветная (или цветная) масса на основе резинового клея. Резерв наносят специальным инструментом — стеклянной трубочкой с резервуаром либо используют резервы во флаконах, которые оснащены удлинённым наконечником. Резервом обводят контуры рисунка так, чтобы они были замкнутыми. Любой просвет в контуре приведёт к браку: краска протечёт на соседний участок и исправить ошибку почти невозможно.

Читайте так же:
Толщина штукатурки у бассейна

После того как резерв высохнет, можно приступать к окрашиванию отдельных участков рисунка. Особого декоративного эффекта можно достичь росписью по сырой ткани. Для этого участок увлажняют чистой водой и наносят краски так, чтобы они, расплываясь по ткани, смешивались и перетекали друг в друга.

Интересный декоративный эффект даёт использование в холодном бантике соли.

По сырой поверхности ткани раскладывают кристаллы мочевины (удобрение). Каждый кристалл впитает в себя часть краски из окружающей его ткани, и на этом месте образуется высветленный участок. Узелковый батик. В узелковом батике определённые области ткани резервируются от попадания краски посредством завязывания узелков, складывания или зашивания частей ткани.

После этого ткань (или изделие) опускают в подготовленный раствор красителя, выдерживают определённое время в кипящем красителе и полощут в тёплой воде до тех пор, пока она не станет светлой, развязывают узлы и полощут в холодной воде с добавлением уксуса. Можно окрасить часть изделия, подвесив его над ёмкостью с красителем. Свободная роспись. Ткань, предназначенную для свободной росписи (шёлк и синтетические ткани), грунтуют солевым раствором, желатином или крахмалом. Затем по сухой ткани приступают к росписи анилиновыми красками свободными мазками, без предварительных эскизов. При свободной росписи не обязательно использовать резервирующий состав. Хотя резерв в таком виде техники позволяет добиваться интересных эффектов.

Художник росписи по ткани хорошо знает законы композиции и цветоведения, выполняет эскизы для росписи, готовит материалы и выполняет художественную роспись текстильных изделий с использованием различных техник и приёмов.

Виды росписи по дереву

роспись по дереву

Существует огромное количество методик данного искусства. В одной только хохломе их больше десятка, в зависимости от типа орнамента. Наибольшую популярность получили три техники:

  • Хохломская роспись.
  • Мезенская.
  • Городецкая.

Хохлома считается старинным русским промыслом, который зародился в окрестностях Нижнего Новгорода в семнадцатом веке. Посуда их дерева всегда пользовалась спросом на Руси. Но если древесину не обрабатывать, её поверхность впитывает не только влагу, но и различные загрязнения.

Чтобы избежать этого нижегородские умельцы начали покрывать изделия вареным маслом изо льна (олифа). Оно обволакивало дерево, формируя на нем непроницаемую плёнку. Характерная черта росписи – придание изделиям золотого блеска без использования драгоценного металла.

Принцип нанесения рисунка был заимствован из старинной техники иконописи. Для экономии фона икону окрашивали серебром (позже оловом или алюминием), наносили лик святых и покрывали поверхность изделия льняным маслом в несколько слоев. Каждый слой просушивали в печи при высокой температуре. В результате пленка из олифы становилась золотистого цвета. Серебряный фон также приобретал желтый отлив.

Читайте так же:
Техника штукатурки стен без маяков

В хохломе в основном используют красный, чёрный и золотистый оттенки. Дополнительно в роспись вводят зеленый и желтый тона. Узор наносится вручную, без нанесения предварительной разметки. Основной орнамент – ягоды, цветки и ветви. Часто встречаются птицы и звери.

Хохломская роспись подразделяется на верховую и под фон. В первом случае по серебристому фону наносят красный и черный рисунок. Во втором – предварительно прочерчивается контур узора, затем фон заполнят тёмной краской, орнамент при этом остается золотым.

роспись

Городецкая роспись также зародилась в Нижнем Новгороде в девятнадцатом веке. Она отличается сложными сюжетными композициями. Рисунок так же, как и в хохломе, наносится без предварительной разметки. Узор выполняют темперными красками на ярком фоне.

Основной художественный приём: сначала на поверхность наносится цвет фона, затем выполняются «подмалёвки» (крупные пятна разных оттенков). После этого орнамент прорабатывают тонкой кисточкой.

Завершающим этапом росписи становится «разживка». Это дополнительные штрихи и точки, нанесенные краской белого оттенка. Они акцентируют внимание на деталях и подчеркивают контрастность изображения.

Основные мотивы ремесла — цветочные узоры, сюжеты былин и сказок, сценки городской жизни.
Мезенская роспись считается одним из старейших типов оформления деревянной посуды и мебели. Основная черта орнамента: дробный узор (звезды, крестики), выполненный в чёрном и красном цвете.

Также в качестве декора использовались схематические изображения животных (коней, оленей). Все рисунки статичны, ощущение динамики возникает благодаря многократному повтору орнамента.

Роспись осуществляется по негрунтованному дереву. Сначала используется охра, затем выполняется чёрная обводка.

Гладкое или красочное декорирование

заключается в нанесении рисунка вручную или с помощью распыления. Ручная роспись изделий из керамики производится красками, эмалями с помощью кисти и ангобами, жидкими белыми или цветными глинами. Смешивание разных цветов природных глин приводит к созданию красивых и причудливых оттенков. Наносятся жидкие глины на заготовки с сырой поверхностью (до 20% влажности), иначе осыплются при дальнейшем обжиге.

Пастилаж или декорирование керамики ангобами происходит таким образом: набирается жидкая глина в пластмассовый флакон и проводятся тонкие или жирные линии в зависимости от нажима. Если текстура керамики пористая, поверхность нужно полностью покрыть ангобом, она станет матовой, а затем расписать её красками. Потом покрыть бесцветным лаком.

Декорирование керамики

Техники и способы красочного декорирования керамики

  • Покрытие сплошное, керамическое изделие полностью покрывается краской.
  • Частичное покрытие—наносится только полоска краски от 20 мм и больше.
  • Покрытие с прочисткой: в сплошном слое счищается краска, образуются не прокрашенные пятна.

Декорирование керамики

Подготовка поверхности стены

  • 1 Подготовка поверхности стены
  • 2 Художественная роспись стены
  • 3 Условия производства работ
  • 4 Инструменты и материалы, используемые при росписи

Характер художественного изображения зависит от характера поверхности. Подготовка включает в себя:

  • при необходимости проверяется особенность росписи фасадов, монтажа строительных лесов, вышек-тур, которые можно найти на сайте biglesa.com.ua;
  • так же, при необходимости или при возможности, особенно росписи фасадов, монтаж защитного полотна от атмосферных осадков;
  • подготовка поверхности для художественной росписи, в зависимости от состояния рабочего участка поверхности.
Читайте так же:
Типы качества штукатурок для внутренней отделки

Поверхность должна быть:

  1. Для внутренней росписи интерьера — финальное покрытие, либо где используются обои под покраску, где учитывается так же и фактура обоев, (на фактурных обоях роспись сложнее нежели просто «гладких»), либо стена которая должна быть предварительно выровнена, загрунтована и залита базой для внутренних работ (база — краска для финального грунтовочного покрытия ). Так же если поверхность просто выровнена и загрунтована, то базой наша организация сама будет заливать, цвет которой, будет зависеть уже от фона наносимого изображения.
  2. Для внешней росписи фасадов, финальное покрытие поверхности базовой краской для фасадных работ.
  3. В любых случаях поверхность (основание) должно быть твердым, чистым, сухим и пригодным для обработки.

Этапы выполнения росписи фасадов

Художественная роспись стены

Нанесение изображения на стену включает в себя такие работы:

  • обклейка участков не попадающих под покраску защитной полиэтиленовой пленкой во избежание попадания краски и аэрозольных опылов, особенно важно при росписи интерьера (необходима полиэтиленовая пленка и малярный скотч). Художественное исполнение: — нанесение наброска будущего изображения (строительный карандаш, ластик, перчатки);
  • «намешивание» приблизительного первоначального объема и гаммы красок (необходимы емкости разного объема, фильтры, ситечко) с первоночальным пробным нанесением краски для наглядного примера и подбору цветовой гаммы;
  • поэтапное пошаговое нанесение и прорисовка художественного изображения. Заключительный этап:
  • при наличие каких либо «запачканных» участков поверхности стен, не предназначенных изначально для покраски, производится закрашивание или очистка;
  • проделывается нанесение защитного слоя лака (аэрозольный матовый акриловый бесцветный лак)необходимый для защиты от внешних воздействий и выцветания;
  • удаление защитных пленок и скотча.

Условия производства работ

Художественная роспись фасадов и интерьеров в первую очередь зависят от погодных условий (температуры и влажности), минимальная температура для нанесения краски должна быть не ниже +5 С, и средней влажности воздуха, иначе чем выше будет влажность тем дольше будет процесс высыхания слоев краски, роспись в солнечную погоду нисколько не влияет на качество изображения, а наоборот ускоряет время высыхания, ограничения могут зависеть только от типа самой краски, использование которой учитывается изначально.

Этапы выполнения росписи фасадов

Инструменты и материалы, используемые при росписи

Использование красок для росписи стен: в основном используются всевозможные типы колеров, паст и латексных, алкидных, масляных , воднодисперсионных акриловых матовых красок для наружных, внутренних и художественных работ по окрашиванию фасадов и помещений. Свойства покрытия, нанесение, время высыхания, расход, зависят от типа используемых красок. Технологический процесс по нанесению аэрографом:

Читайте так же:
Технология нанесения декоративной штукатурки мокрый шелк

Использование аэрографа дает много возможностей как художественного характера так и практичного, а именно производить роспись стен с любым типом фактур (шуба), оно ведется как отдельно так и совместно с применением кистей . Так же аэрозольное нанесение ускоряет процесс по нанесению (заливки) краски. Тип краски для аэрографа в основном используется такой же как и для росписи кистью, в отдельных случаях использование краски зависит от проходимости ее через сам аэрограф, на что влияет размер и насыщенность пигментных микрочастиц (все это проверяется и подбирается заранее, при необходимости производятся пробники с наглядным нанесением краски.). Краска разбавляется спиртом (водкой), это нужно для лучшей проходимости и быстрого засыхания краски.

Сам процесс по нанесению картин на стены предельно прост, краска после колировки фильтруется и разбавляется до нужной консистенции, после чего заправляется в аэрограф, и наносится под давлением, кропотливость работы зависит от детальности и сложности рисунка.

Как изготовить батик

Для росписи по ткани необходимо приобрести ряд инструментов. Ниже представлен список для начинающих:

  1. Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
  2. Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти. Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
  3. Бумага. Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров. . Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
  4. Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
  5. Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
  6. Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
  7. Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
  8. Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
  9. Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
  10. Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
  11. Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
  12. Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
  13. Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
  14. Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.
Читайте так же:
Технология штукатурки откосов оконных

Пошаговая инструкция холодного батика для новичков

Обычно новички выбирают холодный батик. Он прост в исполнении и не требует много материалов. Нужно лишь следовать инструкции:

  1. Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
  2. Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
  3. Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
  4. На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
  5. Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.

Интересные факты

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

Набивка рисунка на ткань

Суть этой методики, которую на Руси называли кубовой набойкой, заключается в нанесении оттиска на полотно с помощью деревянной или пластмассовой формы (штампа). При этом используются акриловые краски. Штампы можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Многие мастера применяют для этих целей сырой картофель. Процедура включает следующие этапы:

  1. Губкой нанести на штамп разведенную (при необходимости) краску. Ее не должно быть как слишком мало, так и слишком много, иначе отпечаток будет очень бледным или она растечется за границы узора.
  2. Прикладывая усилия, плотно прижать форму к ткани. Для лучшего отпечатывания узора на полотне рекомендуется воспользоваться резиновым молотком.
  3. После того как окрашивающее вещество полностью высохнет, зафиксировать его с помощью утюга. Для этого рекомендуется прогладить окрашенное полотно с изнаночной стороны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector